Организация учебного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху
в ГБПОУ ДЗМ «МК №5» по специальности Стоматология ортопедическая

Страница находится в разработке

   ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №5» (далее Колледж) осуществляет подготовку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху (далее ОВЗ) по специальности Стоматология ортопедическая квалификация – зубной техник по адресу: г. Москва, улица Павловская, д. 25, стр. 1А.

   В соответствии с Федеральным законом РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации ( в ред. Федеральных законов от 24.07.98 N 125-ФЗ) первый прием обучающихся с ОВЗ по слуху по специальности Стоматология ортопедическая состоялся в 1985 году, по ГОС (государственный образовательный стандарт) набор осуществлялся один раз в два года, с 2014 года с переходом на ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) один раз в три года, одна группа в количестве 10 человек, срок обучения 2 года 10 месяцев.

Обособленное подразделение №2
Сведения о приеме, выпуске и трудоустройстве обучающихся с ОВЗ по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая.
Год20102013201620192022
Факт приема, чел.
101010107
Факт выпуска, чел.1010109
Трудоустройство10999

   За более чем 30 лет было подготовлено более 1000 специалистов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху по специальности Стоматология ортопедическая.

Подготовка к поступлению

   Решение этой проблемы осуществляется за счет визуализации окружающей информационной среды (социальной, коммуникативной, учебной) благодаря:
• обеспечению применения современных технических средств, осуществляющих визуализацию информации,
• освоению преподавателями, мастерами производственного обучения, слышащими студентами, сотрудниками колледжа основ коммуникации с помощью дактильной речи и жестового языка,
• широкому применению наглядных и практических форм и методов обучения в учебном процессе,
• предоставлению учебной и иной информации в визуальном варианте (конспекты лекций и материалы практических занятий как раздаточный материал, наглядные учебные пособия, макеты, модели и другие учебно-методические материалы, электронные учебно-методические комплексы для дистанционного обучения и др.),
• доступность сети Интернет и российских учебно-информационных и библиотечных порталов. 

   Преподаватели колледжа используют современные технические и программные средства обучения, занимаются разработкой и внедрением специальных методик, дистанционных методов, разрабатывают адаптированные задания различного уровня, дающие возможность изучения учебного материала в доступной форме. Активно используются поурочные презентации, интерактивные задачи, контролирующие компьютерные программы и т. д.
   В связи с обучением в колледже обучающихся с ОВЗ по слуху в структуре материально-технического обеспечения отражается специфика требований к доступной среде в виде технических и программных средств обучения. Учебные кабинеты и зуботехническая лаборатория оснащены современным оборудованием с техническими средствами для обучения. 

Сведения о приеме, выпуске и трудоустройстве обучающихся с ОВЗ по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая.

% успеваемости – 100
% качества сдачи дипломной работы – 84
Средний балл – 4,7
% сдачи первичной аккредитации - 100 

Анализ успеваемости обучающихся с ОВЗ за 1 полугодие 2022-2023 учебного года:

% успеваемости – 100
% качества – 89
Средний балл – 4,6 

   Процесс получения профессиональных навыков по специальности Стоматология ортопедическая осуществляется в зуботехнической лаборатории, оснащенной не только самым современным специальным оборудованием, но и современными средствами ТСО, а также все кабинеты и лаборатории оснащены световыми маяками для передачи визуальной информации. В лаборатории предусмотрено 12 рабочих мест. Каждое рабочее место обучающегося представлено столом для работы зубного техника с индивидуальной вытяжной системой, лабораторной газовой горелкой и индивидуальным освещением.

Лаборатория

   Процесс получения профессиональных навыков по специальности Стоматология ортопедическая осуществляется в зуботехнической лаборатории, оснащенной не только самым современным специальным оборудованием, но и современными средствами ТСО, а также все кабинеты и лаборатории оснащены световыми маяками для передачи визуальной информации. В лаборатории предусмотрено 12 рабочих мест. Каждое рабочее место обучающегося представлено столом для работы зубного техника с индивидуальной вытяжной системой, лабораторной газовой горелкой и индивидуальным освещением.

   Лаборатория оснащена современным зуботехническим оборудованием: электровакуумные печи для обжига керамических масс, вакуум-формер для изготовления ортодонтических протезов, полимеризатор для холодной и горячей полимеризации, пароструйный аппарат, пескоструйный аппарат, литейная установка и другое. Материально-техническое оснащение лаборатории позволяет проводить практические учебные занятия на высоком профессиональном уровне.

Лаборатория

  Для эффективного показа манипуляций преподавателя, используем doc- камеры, которые обеспечивают транслирование его практической работы на ЖК панель. Камера, расположенная на рабочем столе преподавателя, позволяет сократить время подачи новых практических манипуляций, что в свою очередь увеличивает самостоятельную работу студентов. Также создаются «тест» видео фильм в которых при изготовлении зубных протезов преподаватель специально допускает небольшие неточности и ошибки и при просмотре которых студент должен их обозначить.

   В результате использования технических средств и информационных технологий повышается эффективность и качество обучения, реализуется индивидуальный подход, развивается умение выполнять практические манипуляции самостоятельно.

   В целях обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях в колледже установлены устройства оповещения и сигнализации визуального типа (яркий мигающий свет), специально разработанные для людей с нарушением слуха.
В соответствии с комплексной программой реабилитации студентов педагогическим коллективом проводится значительная коррекционно-образовательная работа, направленная на сохранение здоровья, функциональную адаптацию, личностно-ориентированное сопровождение учебного процесса, информационное обеспечение и социальную реабилитацию студентов с ОВЗ. 

    Вся реабилитационная работа постоянно подвергается корректировке с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ. Работа по адаптации студентов с ОВЗ по слуху осуществляется: зав. обособленным подразделением, зав. отделением, тьютором, педагогом-психологом, переводчиком русского жестового языка, классным руководителем, социальным педагогом, а также преподавателями специальности Стоматология ортопедическая.
Они осуществляют индивидуальную работу с каждым обучающимся, ориентированную на интеллектуальное, профессиональное развитие.
   Тьютор - оказывает регулярную поддержку обучающимся в процессе адаптации к образовательному процессу (регулярные тренинги), проводит диагностику на определение личностного статуса (анкетирование, деловые игры, упражнения), индивидуальное собеседование с обучающимися с целью выявления потребностей, проблем (в усвоении нового материала, личностные проблемы, сложности в коммуникации, ситуативная тревожность и т.д.), индивидуальное собеседование с родителями (законными представителями).
   Социальный педагог осуществляет контроль над соблюдением прав обучающихся, выявляет потребности студента с ОВЗ и его семьи в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации и социализации. В процессе обучения студенты ОВЗ по слуху получают социальные выплаты: социальную стипендию в размере 928 руб., компенсационные выплаты взамен бесплатного питания в размере 127 руб. за учебный день и материальную помощь. 

Тьютор

   Психолого-образовательное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья решают задачи, связанные с личностным развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов колледжа различного профиля.
Адаптация первокурсников с нарушением слуха предполагает не только их адаптацию к учебному процессу, но и интеграцию со слышащими студентами. Чтобы интеграция прошла успешно, в колледже создаются условия, и проводится целенаправленная работа по формированию личностных контактов. Большим потенциалом с точки зрения интеграции обладает именно внеурочная деятельность колледжа - это взаимодействие обучающихся с ОВЗ при подготовке и проведении различных конкурсов, концертов, экскурсионные программы, занятия в студенческих кружках. 

   Обучить человека с нарушением слуха профессии - значит помочь ему осознать себя как личность, найти свое место в жизни.
В связи с этим педагоги колледжа решают задачи, направленные на:
• построение в студенческой группе отношений, создающих условия для создания образовательной и развивающей среды,
• всестороннее развитие и становление личности, которое должно частично или полностью компенсировать ограничения жизнедеятельности инвалида и обеспечить ему конкурентоспособность на рынке труда. 

    Помимо получения профессиональных знаний обучающиеся с ОВЗ принимают самое активное участие в концертах, спортивных соревнованиях, проводимых в колледже, а также мероприятиях городского и всероссийского уровня. С 2017 площадкой проведения Московского чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» в компетенции «Зубной техник» является ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №5».

Абилимпикс 2020

   В 2020 году обучающийся с ОВЗ стал победителям чемпионата «Абилимпикс» и занял призовое 3 место.

   В 2022 году обучающийся с ОВЗ колледжа стал победителем и занял призовое 1 место в Национальном чемпионате «Абилимпикс» в компетенции «Зубной техник». 

Абилимпикс 2022

   В рамках колледжа проведенный анализ трудоустройства показал, что по специальности в медицинских организациях различного уровня работают до 85% выпускников. Отзывы, полученные от работодателей об их работе, имеют высокую оценку. Руководители зуботехнических лабораторий в отзывах отмечают, что глухой специалист имеет важное качество –ответственность и выполнение заказов своевременно. В 2022- 2023 учебном году колледж заключил договор с ГАУЗ «Стоматологической поликлиникой №34 ДЗМ» для прохождения производственной практики обучающихся с ОВЗ по слуху по специальности Стоматология ортопедическая.
   Период профессионального образования приобретает важное значение: именно здесь молодым людям с нарушенным слухом предоставляется возможность не только получить профессию или специальность, но и пройти адаптацию к жизни и труду в среде слышащих. Профессиональная деятельность играет значимую роль в жизни любого человека, способствует его успешной самореализации в социуме.
Динамику в обучении студентов с нарушениями слуха рекомендуется выстраивать через реализацию следующих педагогических принципов: наглядности, индивидуализации на основе использования информационных технологий. 

- - -